Ворота, открывающиеся вверх своими руками
Подъемные ворота, открывающиеся вверх своими руками, сегодня пользуются большой популярностью у владельцев автомобилей. При этом они бывают нескольких видов, отличающихся конструкцией полотна, механизмом управления и прочими технико-эксплуатационными характеристиками.
Устройство и принцип действия подъемных ворот
Подъемные воротные конструкции завоевали популярность у автолюбителей в первую очередь благодаря своей компактности и удобству эксплуатации. Они не занимают свободную площадь, как внутри гаража, так и перед ним, так как полотно при открывании складывается и поднимается вверх.
Основные элементы конструкции подъемных ворот:
- несущая рама;
- направляющие профили;
- подъемный механизм.
По способу открытия/закрытия полотна ворота бывают механические (ручное управление) и автоматические (управление пультом либо смартфоном).
По типу конструкции полотна и способу его подъема изделия подразделяются на:
- рулонные;
- секционные;
- подъемно-поворотные.
Во всех трех случаях полотно после открытия не выходит за границы гаража.
Рулонная створка, как правило, поднимается и скручивается в рулон под потолком помещения либо верхней направляющей проема.
Секционные полотнища изготавливают из продольных стальных элементов шириной до 50 см, которые держаться на шарнирах. Каждая отдельная секция в момент открытия последовательно перемещается в 2-х плоскостях:
- сначала по вертикали вверх;
- затем по горизонтали под потолком.
Принцип действия подъемно-поворотных ворот, у которых полотно – это целостная прямоугольная плоская конструкция, отличается. Створка при открывании сначала проворачивается, затем перемещается вверх. В результате открытое полотно размещается параллельно земле на уровне крыши гаража.
Плюсы и минусы конструкции
Подъемные ворота прекрасно справляются со своими функциями. Они очень удобны в эксплуатации, но, как и прочие воротные конструкции, наделены и преимуществами и недостатками.
Преимущества:
- воротное полотно после открытия размещается непосредственно под потолком либо вне гаража на уровне крыши, и не занимает свободное пространство в помещении либо на улице перед гаражом;
- цельное подъемное полотно в отличие от распашных створок обеспечивает более надежную защиту против взлома;
- возможность полной автоматизации подъемного механизма воротной системы;
- множество вариантов дизайнерского оформления полотна;
- возможность утепления гаражных ворот;
- подъемные воротные конструкции выпускают разных размеров, есть модели для помещений, рассчитанных на несколько автомобилей.
Недостатки:
- сложность самостоятельного монтажа;
- полотна некоторых вариантов подъемных конструкций после открытия размещаются непосредственно в верхней части проема, уменьшая его высоту;
- повреждение даже незначительного участка воротного полотна требует его полной замены;
- подъемные механизмы разных систем рассчитаны на определенные весовые нагрузки, в случае превышения которой они выходят из строя и требуют ремонта;
- установка ворот подъемного типа допускается исключительно в гаражных проемах прямоугольной формы.
Важно! Планируя утепление воротного полотна, обязательно нужно учитывать технические характеристики подъемного механизма, какой максимальный вес он способен поднимать.
Виды подъемных ворот
Подъемные воротные конструкции бывают трех типов: секционные, поворотные и рулонные. Они отличаются конструкцией, принципом работы подъемного механизма, имеют свои плюсы и минусы.
Секционная конструкция для гаража
Конструкция напоминает рулонное полотно, только отличается размером секций. Этот параметр у разных моделей – от 20 до 50 см. При открытии ворот секции полотна передвигаются по специальным направляющим – рельсам. А между собой они соединены подвижными элементами крепления.
Монтаж секционных конструкций требует наличия свободного пространства под потолком помещения для размещения поднятого воротного полотна.
Для информации! Такой тип подъемных ворот легче всего устанавливать своими руками, конструкция не требует каких-либо специальных инженерных знаний и опыта монтажа. Главное правильно соединить между собой отдельные элементы и ровно установить конструкцию в проеме.
Подъемно-поворотный тип ворот
Подъемные ворота имеют монолитное полотно, при этом многие производители их изготавливают с утеплителем. При открытии створка не изгибается, не складывается, цельное полотно поднимается вверх к потолку.
Поворотные модели отличаются простотой конструкции и монтажа. Их вполне можно изготовить и установить в гараже своими руками.
Внимание! При поднятии ворот поворотного типа полотно немного выступает на улицу. Поэтому при въезде в гараж автомобиль нужно останавливать за 1,5 метра до гаража.
Рулонные гаражные ворота
Рулонные воротные конструкции являются универсальными и пользуются большим спросом у потребителей. Они функционируют по принципу роллет.
Рулонные ворота состоят из следующих элементов:
- створки из алюминия – изготавливается из роллетных профилей (жесткого экструдированного либо утепленного пенозаполненного);
- системы направляющих – отличается у разных моделей (стандартная, угловая, двойная либо усиленная);
- защитного короба с боковыми крышками – разные модели отличаются типом короба (роллформинговые, экструдированные), а также текстурой и цветовым решением;
- механизма управления – бывает ручной (обычно для маленьких ворот) и автоматизированный (для тяжелых больших полотен).
Рулонные конструкции представлены на строительном рынке широким ассортиментом. Сегодня без труда можно подобрать для гаража такой тип ворот по размеру, цвету, с утеплением и без, механическим либо автоматическим подъемным механизмом.
Выбор способа управления
Управление подъемными конструкциями в зависимости от модели бывает механическим (ручным) и автоматизированным (на пульте управления либо со смартфона и ПК).
Механический
Масса тяжелого воротного полотна компенсируется специальным пружинным механизмом, что позволяет осуществлять его подъем при открытии вручную без особых физических усилий.
Створка с двух сторон оборудована ручкой для самостоятельного подъема. С внутренней стороны конструкции дополнительно предусмотрен канат, облегчающий опускание полотна при закрытии ворот.
Дополнительно для более легкого ручного подъема створки часто устанавливают специальный блок. Подъем/опускание полотна осуществляется с помощью веревки, перекинутой через блок и зафиксированной на нижней панели воротной конструкции. Такую систему рекомендуется использовать, если площадь полотна не превышает 15 метров квадратных, а высота больше 2 м.
Промышленные механические ворота балансируют специальными торсионными пружинами, которые подбирают индивидуально для каждой конструкции. Это позволяет поднимать и опускать вручную достаточно массивные створки. Например, вес полотна больших промышленных ворот составляет от 600 кг, а для их подъема человеку достаточно приложить усилие до 260Н – это приблизительно 26 кг.
Совет: чтобы упростить подъем воротного полотна вручную, такие конструкции дополнительно оборудуют цепным редуктором с передаточным отношением 1:4. Это значительно облегчает ручное управление. Створки поднимают и опускают стальной цепью, которая приводит в движение механизм редуктора.
Автоматический (с пульта/брелка, с мобильного телефона)
Любой владелец гаража с обычными распашными либо ручными подъемными воротами знает, как не комфортно открывать их вручную во время непогоды (дождя, сильного снега). Поэтому сегодня многие отдают предпочтение полностью автоматизированным конструкциям.
Автоматическое управление подъемным воротным полотном может осуществляться следующими способами:
- С пульта, размещенного на стене в гараже. Управление выполняется с помощью обычных кнопок на пульте, подающих питание на подъемный механизм и определенную команду (открыть либо закрыть). Никаких физических усилий, только нужно нажать кнопку, но для этого придется выйти из автомобиля.
- С дистанционного пульта управления – брелка. Система управления основана на отдаленной передаче радиосигнала подъемному механизму ворот. Датчик передачи сигнала вмонтирован в брелок, а приема – в привод ворот. При выборе такого пульта управления важно учитывать частотный диапазон работы передатчика. Он не должен совпадать с другими автоматическими системами, расположенными в этой же зоне действия.
- Со смартфона либо ПК. Для автоматического управления подъемным механизмом в привод ворот устанавливают микропроцессор, на ПК и телефоне соответствующее программное обеспечение.
Из перечисленных способов автоматизированного управления воротными конструкциями большей популярностью у автомобилистов пользуется пульт-брелок, который можно носить на одной связке с ключами от авто.
Подготовительные работы
Перед самостоятельной установкой подъемных ворот обязательно выполняются подготовительные мероприятия:
- замеры въездного проема, выравнивание и отделка;
- создание проекта воротной конструкции;
- расчет расходных материалов, закупка и доставка их на место монтажа;
- подготовка необходимых инструментов.
Для качественного выполнения монтажных работ гаражный проем и прилегающие стены должны находиться в одной плоскости. Для выравнивания оснований используют штукатурный раствор, а для обрамления внешних углов проема – металлический уголок размером 75х75 мм.
Необходимые материалы и инструменты
После выполнения всех необходимых замеров, разработки проекта гаражных работ, расчета элементов конструкции, крепежных деталей и рабочих механизмов, приступают к выбору и закупке необходимых расходных материалов, подготовке монтажных инструментов.
Например, для изготовления полотна можно использовать листовое железо, сэндвич-панели, деревянные рейки и прочие стройматериалы. От этого зависит выбор типа креплений.
Совет: для соединения тканевых полотен используются специальные гнущиеся крепления. Поэтому лучше приобретать готовые секции нужных размеров с заводскими фиксаторами.
Для фиксации полотна в нижней части секции используют концевой профиль, который защищают с двух сторон боковыми накладками. Они обеспечивают металлопрофилю дополнительную жесткость, защищают его торцевую часть от негативных воздействий природной среды.
В качестве направляющих элементов предусматриваются стальные швеллеры. Для фиксации конструкции по вертикальным углам используют стальной уголок. Кронштейны производят из металлопрофиля.
Для сборки подъемного механизма понадобятся следующие детали:
- вал;
- барабан;
- пружина;
- соединительная муфта;
- пружинные наконечники;
- трос;
- подвес.
Чтобы монтажные работы прошли быстро без каких-либо проблем, сразу рекомендуется подготовить следующие инструменты:
- строительный уровень и отвес;
- измерительную рулетку;
- молоток;
- набор отверток и гаечных ключей;
- плоскогубцы;
- электродрель с набором сверл;
- болгарку с дисками по металлу;
- острый строительный нож.
Важно! Для выполнения монтажных работ обязательно рекомендуется подготовить индивидуальные средства защиты: очки, перчатки. Некоторые элементы конструкции придется закреплять на определенной высоте, поэтому также нужно подготовить стремянку.
Этапы изготовления подъемных ворот
Для самостоятельной сборки и установки гаражных ворот важно определиться с типом подъемной конструкции. К примеру, быстрее и легче осуществить монтаж цельного полотна, чем состоящего из нескольких отдельных секций.
Для установки своими руками опытные мастера рекомендуют, особенно новичкам, выбирать подъемно-поворотный вариант гаражных ворот.
Проектирование конструкции
При разработке схемы воротной конструкции особое внимание уделяют размерам каркаса, полотна, подъемному механизму и направляющим, по которым створка будет передвигаться.
Также при создании проекта гаражных ворот учитывается пространство, которое полотно будет занимать в открытом положении. Желательно, чтобы открытая створка располагалась непосредственно под потолком помещения, а не под верхней балкой проема и не выходила за пределы гаража на улицу.
Важно! Для продления срока эксплуатации гаражных ворот все металлические элементы конструкции нужно обрабатывать специальными антикоррозионными составами и окрашивать. Для изготовления створок лучше использовать листовое оцинкованное железо. А для более комфортного и практичного применения полотно рекомендуется утеплять. В этом случае наиболее эффективным теплоизоляционным материалом является пенополистирол и базальтовая вата.
Монтаж коробки ворот и шарниров
Коробка подъемных ворот имеет П-образную форму. Ее монтируют в первую очередь. Основные элементы конструкции – 3 металлических либо деревянных брусьев. Две вертикальные опоры заглубляют на 20 мм и более в половую стяжку, и сверху на них фиксируют третью горизонтальную балку металлическими пластинами либо угольниками.
После монтажа короба устанавливают направляющие шарниры. Практически под самым потолочным основанием гаража закрепляют кронштейн. Для этого чаще всего используют металлический штырь, так как кронштейн должен свободно передвигаться. К нему болтами крепят 2 направляющих шарнира.
Сборка и установка створки
По предварительно сделанным расчетам сваривают каркас створки из металлических уголков. Размеры каркасной конструкции должны отвечать параметрам гаражного проема.
Далее готовую раму заполняют полотном из листового железа с утеплителем либо сэндвич-панелей, для фиксации которых используют самонарезающие шурупы. На этом этапе сразу рекомендуется определить место установки замка. После сборки воротную створку крепят саморезами к шарнирам.
Важно! Рычаги, установленные в направляющие с противоположных сторон, должны быть расположены по отношению друг к другу строго параллельно, чтобы при открывании полотна они свободно перемещались по направляющим без заедания.
Монтаж направляющих и пружин
Направляющие воротной конструкции – это ролики, размещаемые слева либо справа кронштейна, зафиксированного непосредственно под потолком гаражного помещения. После установки их обязательно проверяют на плавность передвижения. Далее на направляющий кронштейн параллельно монтируют возвратные пружины. Если они полностью не закрывают полотно, к ним дополнительно подбирают противовесы нужной массы.
Важно! После завершения установки и проверки направляющих роликов и возвратных пружин с помощью цементной смеси штукатурят стыки. Это нужно для повышения устойчивости конструкции. Можно дополнительно вмонтировать металлические накладки.
Утепление ворот
Для теплоизоляции полотен подъемных ворот чаще всего используют пенополистирольные либо пенопластовые плиты. В качестве утеплителя можно применять и минеральную вату, но она через небольшой период эксплуатации дает усадку.
Пенополистирольные плиты рекомендуется приобретать плотностью 20 кг/м3 и толщиной 4 см. Важно правильно сделать замеры, под которые придется обрезать и подгонять теплоизоляционный материал. Для фиксации изоляции к полотну с внутренней стороны используют жидкие гвозди.
Монтаж системы управления
Для более комфортной эксплуатации воротную конструкцию многие оборудуют автоматическим управлением. Для этого устанавливают электрический привод. При этом важно правильно подобрать автоматику, она должна соответствовать по техническим характеристикам установленному типу воротной конструкции.
Комплектация стандартного элекропривода:
- блок управления;
- пульт управления с датчиком передачи сигнала;
- датчик приема сигнала, устанавливаемый на привод подъемного механизма ворот.
Последовательность монтажа автоматической системы подъема воротного полотна:
- Проверка створки ворот на наличие зазоров.
- Сборка электрического привода по инструкции завода-изготовителя автоматики.
- Монтаж направляющей балки по центру потолочного основания.
- Крепление кронштейнов дюбелями к задней части направляющей балки.
- Установка электропривода.
- Фиксация рычага управления: одной частью к тросу, второй – к полотну.
- Прокладка электрического кабеля, подключение привода к источнику питания.
- Запуск и проверка работы автоматического устройства.
Важно! Для увеличения эксплуатационного периода автоматизированной системы управления подъемными воротами все уплотнительные резинки рекомендуется периодически обрабатывать силиконовой смазкой, особенно в зимний период эксплуатации конструкции.
Частые проблемы при самостоятельной установке ворот
При самостоятельной сборке и установке подъемных воротных конструкций могут возникать следующие сложности:
- Заклинивание воротного полотна. Причины: стерлось защитное покрытие, неправильно собраны и установлены направляющие ролики. Чтобы этого не допустить, монтаж нужно осуществлять строго по инструкции производителя изделия, и не превышать максимально допустимую весовую нагрузку на подъемный механизм.
- Упала створка и не поднимается вверх. Причины: неисправность торсионной пружины. Для устранения проблемы этот элемент надо заменить.
- Туго перемещается полотно. Причины: деформация направляющих элементов конструкции либо самого полотна, достаточно сильно натянуты торсионные пружины. Устранение проблемы: регулировка натяжения пружины.
- Створка издает сильный скрип в момент передвижения. Причины: в механизм попали сторонние предметы либо мусор, износ петель и роликов. Устранение проблемы: периодическая чистка и смазка двигающихся деталей подъемного механизма.
При обнаружении каких-либо дефектов на отдельных элементах конструкции подъемных ворот, особенно подвижных, их рекомендуется сразу менять, чтобы не допустить поломку других деталей и выход из строя всей системы. Если самостоятельно не удается обнаружить причины неисправности воротной конструкции, лучше сразу обратиться за помощью к специалистам. Опытный мастер легко выявит проблему, подскажет, какие детали требуют срочной замены, сделает качественный ремонт изделия, настроит надлежащую работу подъемного механизма и автоматическую систему управления при ее наличии.
Примеры чертежей и схем
Проекты подъемных гаражных ворот, чертежи и схемы разных вариантов конструкций смотрите ниже.
Планируя самостоятельную установку либо замену гаражных ворот подъемной конструкции важно тщательно взвесить все нюансы выполнения монтажных работ и дальнейшей эксплуатации конструкции, чтобы совершить верный выбор. Все три варианта рассмотренных подъемных ворот пользуются популярностью у потребителей. Они имеют между собой конструкционные отличия, разные технико-эксплуатационные характеристики, плюсы и минусы. Поэтому каждый владелец гаража выбирает оптимальный вариант, учитывая собственные предпочтения, целевое назначение и условия эксплуатации ворот.
Комментариев или отзывов пока к сожалению нет, но можно оставить свой ...